вЦентре

вЦентре – это плоды интеллектуального труда Научного центра истории богословия и богословского образования в виде докладов на еженедельных семинарах Центра и ежегодной конференции, посвященной свт. Филарету (Дроздову). Здесь исследователи делятся своими актуальными наработками, в основном, в области истории русского богословия в Новое время.

Доклады 2020-2021 учебного года​
Филаретовская конференция 2020
Доклады 2019-2020 учебного года​
Филаретовская конференция 2019
Архивные записи до 2019 года

Доклады 2020-2021 учебного года

Григорьев А. Б. Силлабическое богословие святителя Иоанна Тобольского

Святитель митрополит Иоанн Тобольский (Максимович) известен нашим современникам как замечательный пастырь, талантливый переводчик знаменитого «Илиотропиона» Иеремии Дрекселя, книг Амвросия Марлиана, Бенедикта Хевтена и Иогана Герхарда, но гораздо меньше в качестве одного из самых плодовитых силлабических

Далее »

Никифорова А. Ю. Cовременная Триодь и ее древние парадигмы

Почему на утрене вторника третьей недели Великого поста мы поем «Согреших, исповедаюся Тебе Господи, блудный аз…», когда Воскресение о Блудном сыне уже позади? Это случайность или закономерность? Каков вклад иерусалимской традиции в формирование современной

Далее »

Н. Ю. Сухова — «Митрополит Филарет и высшее духовное образование: Александровская и Николаевская эпохи»

Митрополита Московского Филарета (Дроздова, 1782–1867) не зря называют «богословским камертоном эпохи». Его мысль отличалась чувствительностью к вызовам современности. Одним из таких вызовов эпохи явился процесс стремительной модернизации государства и общества в Российской империи. Характер общественных

Далее »

Клочкова М. Ю. Митрополит Евгений (Болховитинов): опыт построения научной биографии

Митрополит Киевский и Галицкий Евгений, в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов (1767–1837), по праву считается выдающимся деятелем Александровской эпохи. Более тридцати лет (1804–1837) он нес архиерейское служение, совмещая его с разносторонними учеными занятиями. Его имя неразрывно

Далее »

Титова А. О. Представление перевода 4 главы «Единства Церкви» Мёлера и ее анализ

4 Глава «Единства во множестве» говорит о единстве сохраняющемся за многообразии в учении, нравах и культе. В рамках анализа этой главы возникают вопросы о соотношении индивидуальности и сообщества, символизме и развитии культа, источнике богопознания. Доклад был прочитан на заседании Научного

Далее »

Диакон Сергий Сизов. Учение Николая Федорова о воскресении мертвых в контексте православной сотериологии

Исследуется учение Николая Федорова о воскрешении мертвых в контексте православного богословия. Предпринимаемый сравнительный анализ нацелен на заключение конкретных выводов о том, справедливо ли видеть между этими двумя интеллектуальными системами преемство относительно ключевого элемента системы супраморализма —

Далее »

Крылов А. О. «Церковная реформа Петра I и концепция секуляризации — от публицистики к историографии»

Идея о том, что петровские церковные реформы носили антицерковный характер восходит к философским поискам славянофилов. Тезис о том, что Русская церковь должна быть освобождена от власти секулярного государства окончательно сформировался в пореформенной публицистике как аргумент,

Далее »

чтец Андрей Дружинин. Богословское осмысление подготовки священника в рамках работы комитетов по преобразованию духовных училищ 1860-х гг.

История Российской духовной школы в эпоху великих реформ представляет собой сколь важный, столь и малоисследованный эпизод в отечественной историографии. Ещё менее исследовано влияние эпохи на трансформацию отдельных аспектов духовного образования, таких как богословский взгляд

Далее »

А. Б. Григорьев. «Богословие дворян и извозчиков. Образ старообрядчества в массовой литературе во второй половине XIX века (на основе творчества писателей Улыбышева и Рыскина)»

Учреждение Белокриницкой раскольнической иерархии стало одним из важнейших событий истории церкви второй половины 19 века. Оно вызвало целый ряд исторических, политических и богословских последствий как в среде старообрядцев — поповцев и беспоповцев — так и среди православных.

Далее »

Крылов А. О. Где, как и почему возник модерный православный интеллектуализм Нового времени

Обычно возникновение православного интеллектуализма Нового времени относят к XVII -XVIII вв. и связывают с деятельностью св. Петра Могилы и его сподвижников или даже «птенцов гнезда Петрова». При этом подчеркивается разрыв новой интеллектуальной традиции с византийской.

Далее »

Иерей Алексей Черный. Святитель Игнатий (Брянчанинов) о духовном руководстве

Личность и наследие свт. Игнатия (Брянчанинова) (1807–1867) занимают особое место в истории русского богословия. Во многом это связано с его происхождением, затруднившим ему вход в духовное сословие, в котором он так и не стал своим. Между тем, блестящее светское

Далее »

Холкина Л. С. Древнеиерусалимские общие чины как источник топосов святым женам

Доклад посвящен формированию системы топосов в гимнографических текстах святым женам с учетом формуляров общих чинов древнеиерусалимского богослужения. В нем предлагается модель описания поэтики гимнографических текстов, учитывающая историю формирования последований, источники основных метафор и их бытование

Далее »

Диакон Евгений Лютько. «Пастырство, община, общежитие» — развитие понятий о социальном взаимодействии в контексте установления оппозиции «светского-церковного»

Р. Козеллек обозначал ситуацию сер. XVIII в., когда большинство понятий обретают новое значение в контексте исторических трансформаций европейского общества, в качестве «временного водораздела», во многом знаменующего начало современного исторического этапа. Считается, что современность характеризуется

Далее »

Чтец Александр Фокин. Неосхоластическая экклесиология майнцского кружка

Католическая немецкая теология начала XIX века стоит в оппозиции к предшествующей эпохи рационализма. На смену просветительского примата разума приходят тенденции, которые трансформируются либо в романтическое течение, либо в возврат к средневековым схоластическим образцам, по-новому их осмысляющий. Создавая

Далее »

Н. Н. Павлюченков. Богословие всеединства. От Ф. Й. Шеллинга к П. А. Флоренскому (Предисловие к предполагаемой монографии)

«Богословие всеединства. От Ф. Й. Шеллинга к П. А. Флоренскому» — таким обозначением «линии преемства» идеи всеединства в богословии указывается на преимущественную цель выявить пока еще обойденный вниманием исследователей богословский аспект этой проблемы. Не нужно доказывать,

Далее »

В. В. Ткаченко «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского как памятник историописания

Широко распространено мнение, что единственной печатной книгой по русской истории до середины XVIII в. был «Синопсис» Иннокентия Гизеля. В рамках доклада выдвигается тезис о том, что другим крупнейшим печатным изданием, содержащим сведения о событиях русской истории,

Далее »

Н. Ю. Сухова. Монашество и ученость как призвание: архимандрит Киприан (Керн) и иеромонах Климент (Лялин)

Доклад посвящен интеллектуальному общению двух представителей русской диаспоры XX в.: известного русского богослова архимандрита Киприана (Керна) и русского католика иеромонаха Климента (Лялина). В основу исследования положен, прежде всего, доселе не опубликованный и не введенный в научный оборот

Далее »

Г. В. Бежанидзе. Две версии средневековой модели «симфонии» церковно-государственных отношений

Слово συμφωνία встречается в двух важнейших сборниках византийского права: новеллах и Исагоге, где оно приобретает различное значение. В докладе на основании анализа упомянутых текстов и других памятников эпохи будет показано две различные интерпретации «симфонии», которые

Далее »

прот. П. Хондзинский. Богословские портреты (очерки святоотеческого Богословия синодальной эпохи) (по итогам написания монографии)

Приняв богословское наследие Византии, но долгое время оставаясь чуждой породившей его философской образованности, русское богословие в полный голос заговорило только тогда, когда создало собственную духовную школу. Как известно, это произошло уже в Синодальную

Далее »

Коллоквиум «Церковь и нация в православных регионах Европы: Средние века и Новое время» (19.02.2021)

Аванесова С. Т. Армяно-григорианская церковь в Российской империи

​​​​​​​С XIV в. Армения лишилась независимости и единственным институтом, сохраняющим в Армении централизованную структуру, была церковь, именно поэтому патриархи-католикосы периодически брали на себя политические функции, что привело к огромному влиянию церкви на армянский народ. В XVI в. армянские купцы

Читать полностью »

Крылов А. О. Православное богословие раннего Нового времени: история поместных церквей, национальных культур или «переплетенная» история?

Период с ĸонца XVI по начало XVIII в. стал временем усиления церĸовных связей между православным Востоĸом и православной Восточной Европой. Эти ĸонтаĸты были более насыщенными и интенсивными, чем в эпоху «Византийсĸого содружества наций». Почти все ĸрупные события истории

Читать полностью »

Хондзинский Павел, прот. Бежанидзе Г. В. Церковь и нация в русской богословской традиции: от нового христианского народа средневековья к христианской империи Нового времени

Русская Православная Церковь возникла на грани тысячелетий, в момент окончательного разделения единого в эпоху античности греко-латинского мира, что определило и ее место во Вселенской Церкви и ее отношения с государством. На протяжении XI — XIX в. эта изначально данная конфигурация не только претерпела

Читать полностью »

Чернов А. Ю.(ГИМ). Кризис идентичности в Поздней Византии (XIV—XV вв.): христиане — ромеи — эллины

Сообщение было посвящено проблемам идентичности в Византийсĸой империи XIV—XV вв. Докладчик показал, что в Византии существовали разные типы идентичности: универсальный — христиане, региональный — отечество (Πατρίς), политичесĸий — ромеи (римляне). Долгое время «ромейсĸость/римсĸость» определялась прежде всего

Читать полностью »

Филаретовская конференция 2020

Вячеслав Александрович Ячменик. «Тема умирания Церкви в богословии конца 1920-х — начала 1930-х годов»

В докладе прослеживается, как вскоре после начавшегося тотального уничтожения верующих в 1930-е гг.в текстах православных авторов становится заметной тема «упрощения» земного бытия Церкви: как на уровне Церкви-организации, так и на

Далее »

Николай Николаевич Павлюченков. «„Кто не умер, никогда не взойдёт на эту высоту“. Замечания к „Размышлениям на случай кончины отца Алексея Мечева“»

В докладе рассмотрена работа свящ. П. Флоренского «Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечёва», написанная в 1923 г. Свящ. П. Флоренский полагал, что небольшая рукопись, найденная после смерти о. Алексея,

Далее »

Надежда Валерьевна Винюкова. «’Здесь я полюбил русский народ, потому что узнал его’: тюремное служение отца Иосифа Фуделя»

Доклад раскрывает тему страдания через опыт тюремного служения священника Иосифа Ивановича Фуделя, служившего в Бутырской пересыльной тюрьме в 1892—1907 гг. Самые разные источники — законодательные акты, воспоминания современников, публицистика, тюремный

Далее »

Николай Александрович Ванифатьев. «Сотериологическая проблематика в письмах к мирянам преподобного Амвросия Оптинского»

В настоящем докладе предпринимается попытка реконструкции сотериологической концепции преп. Амвросия Оптинского на основе его писем к мирянам. Применяя системный и источниковедческий анализ, мы приходим к выводу, что предлагаемый старцем Амвросием

Далее »

иерей Алексей Черный. «Пастырское богословие святителя Иннокентия Херсонского»

В докладе рассматриваются взгляды святителя Иннокентия (Борисова) на служение приходского священника. Этот, без сомнения, выдающийся пастырь, богослов и церковный деятель Синодального периода не оставил трудов, непосредственно посвященных священству или пастырскому

Далее »

протоиерей Павел Хондзинский. «‘Любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа, торжествующая силою крестною’: святитель Филарет и отец Сергий Булгаков»

Цитация о. Сергием Булгаковым в «Агнце Божием» известной «формулы» святителя Филарета: «Любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа, торжествующая силою крестною», — заставляет поставить вопрос о взаимоотношении христологических и

Далее »

диакон Евгений Лютько. «Cвятитель Филарет и Мосгейм»

В докладе анализируется проблема влияния «отца современной церковной истории» Иоганна Мосгейма (1693–1755) на составителя первой первых учебников по этому предмету свт. Филарета (Дроздова) и его младшего сотрудника свт. Иннокентия (Смирнова).

Далее »

Доклады 2019-2020 учебного года

Лютько Е. Становление церковной корпоративности на Востоке и Западе

Доклад диак. Евгения Лютько «Становление церковной корпоративности на Востоке и Западе» Аннотация: духовенство ряда современных христианских конфессий воспринимается в современном секулярном обществе в качестве «корпораций» — то есть, в качестве монолитных групп, которые объединяя многих, функционируют как

Далее »

Каледа П. Свт. Феофан Затворник и антропология Киевской духовной школы

Доклад диак. Павла Каледы «Свт. Феофан Затворник и антропология Киевской духовной школы» Аннотация: Возникновение первой богословско-философской школы христианской антропологии в русском богословии восходит к Киевской духовной академии, ее ректору свт. Иннокению (Борисову) и профессору Петру

Далее »

Бежанидзе Г. Парадигма церковно-государственных отношений у архиепископа Феофана Прокоповича: от Средневековья к Новому времени

Доклад Г. В. Бежанидзе Парадигма церковно-государственных отношений у архиепископа Феофана Прокоповича: от Средневековья к Новому времени Аннотация: Архиепископ Феофан Прокопович по праву считается главным идеологом петровской эпохи и выразителем доктрины синодальной реформы церковного управления. Парадигма

Далее »

Фокин А. Идея Царства Божия в немецком догматическом богословии в конце XVIII – первой половине XIX в.

Доклад чтеца Александра Фокина «Идея Царства Божия в немецком догматическом богословии в конце XVIII — первой половине XIX в.» Аннотация: Представление о том, что Бог есть Господин и Царь глубоко укоренены в Священном Писании. В Новом Завете в лице

Далее »

Винюкова Н.В. Иосиф Фудель: исторический контекст

Доклад Надежды Винюковой посвящен жизни московского священника и публициста Иосифа Ивановича Фуделя (1864-1918). Автор впервые реконструирует его биографию в целости, прослеживая мировоззренческую эволюцию и раскрывая различные направления его деятельности. Отец

Далее »

чтец Артема Малышев. Русская кенотическая христология XIX – начала XX вв.

В докладе рассматриваются некоторые кенотические христологические теории русских богословов XIX – начала XX вв.М. Брайдерт, крупнейший исследователь немецко-протестантской так называемой «новой» кенотической христологии, заметил, что «новая» кенотическая христология приобрела самостоятельные

Далее »

Козачук Н. А. Источники и развитие (нравственно)-субъективного метода М. М. Тареева

Доклад посвящен проблемам, источникам и развитию субъективного метода М. М. Тареева. Посыл разработки этого метода состоит в попытке дать в процессе обучения ведение сердца, некоторый первичный опыт сердечного ведения Бога

Далее »

Григорьев А. Б. «Языческие боги» Архим. Иоанникия (Голятовского), богословская проблематика и русское общество XVII века

Небольшая работа архим. Иоанникия Голятовского «Боги поганские», вышедшая в свет в 1686 году традиционно расматривается, как завершающая часть цикла трудов Голятовского по состязательному богословию. В их число входили антииудеская книга

Далее »

Титова А. О. Выбор веры: переписка Уильяма Палмера и Алексея Хомякова

В докладе анализируется переписка Уильяма Палмера и Алексея Хомякова как материал, в котором отражены почти пятнадцатилетние поиски и предприятия Палмера на ниве экклезиологии; показывается как он оставляет свою первоначальную цель

Далее »

Никифорова А. Ю. «Молебное пение о погибших в землетрясении»: как молились в Византии во время стихийных бедствий?

В докладе представлено единственное выявленное на сегодня в древнеиерусалимском богослужении последование, сохранившееся в неопубликованном тропологии с Синая (IX век, Sin. Gr.ΝΕ/ΜΓ 56). Автор доклада прослеживает связь между чинопоследованием и конкретным

Далее »

Филаретовская конференция 2019

Сухова Н. Ю. Дискуссии о критериях святости на Священном Соборе 1917—1918 гг.

Во докладе сначала обсуждаются несколько вопросов, связанных с прославлением святых и вызывавших пристальное внимание и дискуссии в XIX — начале XX в. Далее были рассмотрены вопросы, связанные с прославлением святых на Священном Соборе Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. Были выделены

Далее »

прот. Павел Хондзинский, д.б., к.т. (ПСТГУ). «Св. Иоанн Кронштадтский и новое богословие»

Св. Иоанн Кронштадтский был современником возникшего в конце XIX — начала ХХ века в русском богословии течения, получившего название «нового богословия». В докладе выясняются причины отсутствия интереса к его богословскому наследию и показывается, что богословская традиция, к которой

Далее »

свящ. Алексей Черный, к.б. (ПСТГУ). «Два святителя-пастыря: Филарет Московский и Иннокентий Пензенский»

В докладе проводится сопоставление пастырских трудов и взглядов святителей Филарета Московского и Иннокентия Пензенского в трех ключевых аспектах: в области подготовки пастырей, епархиального управления и духовного руководства. Забота святителей о приходском духовенстве и взаимодействие со ставленниками, как показал докладчик,

Далее »

свящ. Даниил Салищев (МДА). «Библейские аллюзии в проповедях святителя Филарета Московского»

Доклад посвящен одной из стилистических особенностей проповедей святителя Филарета, а именно систематическому использованию в них прямых цитат из Священного Писания и аллюзий на него. Представленный доклад имел своей целью более детальное изучение такого способа цитирования святителем

Далее »

Иером. Гавриил (Мельников) (Задонский Богородицкий монастырь). «Святитель Тихон Задонский: Евангельская история, богословская система и образ святости»

Доклад посвящён особенностям четырехкратного изложения святителем Тихоном евангельской истории на разных этапах творческого пути святителя.

Далее »

Белохвостиков Е. П. Презентация издания: Тебе Единому жить: святитель Иннокентий Пензенский и его эпоха. В 2 кн. Пенза: Издательство Пензенской епархии, 2019

Святитель Иннокентий Пензенский (Смирнов; 1784–1819) — выдающийся церковный историк, богослов, экзегет, проповедник, педагог, ближайший духовный друг юности святителя Филарета Московского — отошел ко Господу совсем молодым, в 35 лет, однако остался в веках как один

Далее »

Архивные записи до 2019 года

Архив продолжает обрабатываться и публиковаться.

Иакинф Дестивель. Поместный Собор Русской Православной Церкви и соборность Церкви: взгляд католика

15 ноября, третий день работы конференции «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи». Секция «Поместный Cобор как итог синодальной эпохи». Священник Иакинф Дестивель (Папский совет по содействию христианскому единству) Собор 1917–1918 годов

Далее »

Арсений Соколов. От Святейшего Синода к Священному Собору: история, факты, документы

Доклад назван в честь одноименной статьи профессора А. А. Боголепова, вышедшей в Нью-Йорке в 1965 году, и посвящен процессу реформирования системы высшего управления Православной Российской Церкви в 1917 — начале 1918 годов. Однако если в статье Боголепова

Далее »

Глеб Запальский. Женский вопрос на Соборе 1917—1918 гг.

Известно, что во второй половине XIX — начале XX в. наблюдался необычайный количественный рост женского монашества в России: как абсолютный, так и относительно мужского иночества. Однако важно отметить, что количество переходило в качество: в начале XX в. женское

Далее »

Диакон Николая Серебряков. Галилей и Паскаль о естественном богопознании

В связи с возникновением (в ХVII в.) и дальнейшим развитием в Западной Европе науки Нового времени традиционное христианское представление о естественном богопознании, а конкретней — о познании Бога через «рассматривание творений» в окружающем нас мире (ср. Рим. 1:20) — стало весьма популярным,

Далее »

Крылов А. О. Понятие «невежество» в употреблении святителя Димитрия Ростовского

В докладе ставится вопрос о смысле, который вкладывает свт. Димитрий Ростовский в понятие «невежество» в своем сочинении «Розыск раскольнической брынской веры», проповедях и кратких учительных сочинениях. Проведен анализ значений слов «простой», «препростый», «невежа», «невежество», «мужик»

Далее »

Прот. Павел Хондзинский.«Как возможна теология в качестве науки (?): место теологии в системе высшего образования»

Доклад прот. Павла Хондзинского на научном семинаре РПУ/ПСТГУ «Как возможна теология в качестве науки (?): место теологии в системе высшего образования». Теология сегодня: церковность и/или гуманитарность? 22 марта 2019 г.

Далее »

Титова А. О. Теология Адама Мёлера

Доклад старшего научного сотрудника Центра А. О. Титовой «Контекст и основные темы теологии Адама Иоганна Мёлера (1796–1838)». Доклад прочитан на заседании Центра 22 декабря 2017 года

Далее »

Бежанидзе Г.В. «Восприятие на Руси византийской богословской концепции „симфонии“ царства и священства».

Предлагаем вам архивную запись Центра Истории Богословия и Богословского образования Доклад старшего научного сотрудника Центра Георгия Вениаминовича Бежанидзе «Восприятие на Руси византийской богословской концепции „симфонии“ царства и священства». Доклад прочитан на заседании Центра 5

Далее »

А. Ю. Никифорова. Гимнография смерти: лоно Авраама или «мрачный реализм»?

Автор пытается дать ответ на этот вопрос, анализируя корпус заупокойных текстов из лекционариев и гимналов древнего иерусалимского чина, преимущественно из коллекции библиотеки св. Екатерины на Синае. Доклад был прочитан 19 апреля 2019 года.

Далее »