вЦентре
вЦентре – это плоды интеллектуального труда Научного центра истории богословия и богословского образования в виде докладов на еженедельных семинарах Центра и ежегодной конференции, посвященной свт. Филарету (Дроздову). Здесь исследователи делятся своими актуальными наработками, в основном, в области истории русского богословия в Новое время.
Доклады 2020-2021 учебного года

Крылов А. О. Где, как и почему возник модерный православный интеллектуализм Нового времени
Обычно возникновение православного интеллектуализма Нового времени относят к XVII -XVIII вв. и связывают с деятельностью св. Петра Могилы и его сподвижников или даже «птенцов гнезда Петрова». При этом подчеркивается разрыв новой интеллектуальной традиции с византийской.

Иерей Алексей Черный. Святитель Игнатий (Брянчанинов) о духовном руководстве
Личность и наследие свт. Игнатия (Брянчанинова) (1807–1867) занимают особое место в истории русского богословия. Во многом это связано с его происхождением, затруднившим ему вход в духовное сословие, в котором он так и не стал своим. Между тем, блестящее светское

Холкина Л. С. Древнеиерусалимские общие чины как источник топосов святым женам
Доклад посвящен формированию системы топосов в гимнографических текстах святым женам с учетом формуляров общих чинов древнеиерусалимского богослужения. В нем предлагается модель описания поэтики гимнографических текстов, учитывающая историю формирования последований, источники основных метафор и их бытование

Диакон Евгений Лютько. «Пастырство, община, общежитие» — развитие понятий о социальном взаимодействии в контексте установления оппозиции «светского-церковного»
Р. Козеллек обозначал ситуацию сер. XVIII в., когда большинство понятий обретают новое значение в контексте исторических трансформаций европейского общества, в качестве «временного водораздела», во многом знаменующего начало современного исторического этапа. Считается, что современность характеризуется

Чтец Александр Фокин. Неосхоластическая экклесиология майнцского кружка
Католическая немецкая теология начала XIX века стоит в оппозиции к предшествующей эпохи рационализма. На смену просветительского примата разума приходят тенденции, которые трансформируются либо в романтическое течение, либо в возврат к средневековым схоластическим образцам, по-новому их осмысляющий. Создавая

Н. Н. Павлюченков. Богословие всеединства. От Ф. Й. Шеллинга к П. А. Флоренскому (Предисловие к предполагаемой монографии)
«Богословие всеединства. От Ф. Й. Шеллинга к П. А. Флоренскому» — таким обозначением «линии преемства» идеи всеединства в богословии указывается на преимущественную цель выявить пока еще обойденный вниманием исследователей богословский аспект этой проблемы. Не нужно доказывать,

В. В. Ткаченко «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского как памятник историописания
Широко распространено мнение, что единственной печатной книгой по русской истории до середины XVIII в. был «Синопсис» Иннокентия Гизеля. В рамках доклада выдвигается тезис о том, что другим крупнейшим печатным изданием, содержащим сведения о событиях русской истории,

Н. Ю. Сухова. Монашество и ученость как призвание: архимандрит Киприан (Керн) и иеромонах Климент (Лялин)
Доклад посвящен интеллектуальному общению двух представителей русской диаспоры XX в.: известного русского богослова архимандрита Киприана (Керна) и русского католика иеромонаха Климента (Лялина). В основу исследования положен, прежде всего, доселе не опубликованный и не введенный в научный оборот

Г. В. Бежанидзе. Две версии средневековой модели «симфонии» церковно-государственных отношений
Слово συμφωνία встречается в двух важнейших сборниках византийского права: новеллах и Исагоге, где оно приобретает различное значение. В докладе на основании анализа упомянутых текстов и других памятников эпохи будет показано две различные интерпретации «симфонии», которые

прот. П. Хондзинский. Богословские портреты (очерки святоотеческого Богословия синодальной эпохи) (по итогам написания монографии)
Приняв богословское наследие Византии, но долгое время оставаясь чуждой породившей его философской образованности, русское богословие в полный голос заговорило только тогда, когда создало собственную духовную школу. Как известно, это произошло уже в Синодальную
Филаретовская конференция 2020
Доклады продолжают публиковаться на канале

Вячеслав Александрович Ячменик. «Тема умирания Церкви в богословии конца 1920-х — начала 1930-х годов»
В докладе прослеживается, как вскоре после начавшегося тотального уничтожения верующих в 1930-е гг.в текстах православных авторов становится заметной тема «упрощения» земного бытия Церкви: как на уровне Церкви-организации, так и на

Николай Николаевич Павлюченков. «„Кто не умер, никогда не взойдёт на эту высоту“. Замечания к „Размышлениям на случай кончины отца Алексея Мечева“»
В докладе рассмотрена работа свящ. П. Флоренского «Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечёва», написанная в 1923 г. Свящ. П. Флоренский полагал, что небольшая рукопись, найденная после смерти о. Алексея,

Надежда Валерьевна Винюкова. «’Здесь я полюбил русский народ, потому что узнал его’: тюремное служение отца Иосифа Фуделя»
Доклад раскрывает тему страдания через опыт тюремного служения священника Иосифа Ивановича Фуделя, служившего в Бутырской пересыльной тюрьме в 1892—1907 гг. Самые разные источники — законодательные акты, воспоминания современников, публицистика, тюремный

Николай Александрович Ванифатьев. «Сотериологическая проблематика в письмах к мирянам преподобного Амвросия Оптинского»
В настоящем докладе предпринимается попытка реконструкции сотериологической концепции преп. Амвросия Оптинского на основе его писем к мирянам. Применяя системный и источниковедческий анализ, мы приходим к выводу, что предлагаемый старцем Амвросием

иерей Алексей Черный. «Пастырское богословие святителя Иннокентия Херсонского»
В докладе рассматриваются взгляды святителя Иннокентия (Борисова) на служение приходского священника. Этот, без сомнения, выдающийся пастырь, богослов и церковный деятель Синодального периода не оставил трудов, непосредственно посвященных священству или пастырскому

протоиерей Павел Хондзинский. «‘Любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа, торжествующая силою крестною’: святитель Филарет и отец Сергий Булгаков»
Цитация о. Сергием Булгаковым в «Агнце Божием» известной «формулы» святителя Филарета: «Любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа, торжествующая силою крестною», — заставляет поставить вопрос о взаимоотношении христологических и

диакон Евгений Лютько. «Cвятитель Филарет и Мосгейм»
В докладе анализируется проблема влияния «отца современной церковной истории» Иоганна Мосгейма (1693–1755) на составителя первой первых учебников по этому предмету свт. Филарета (Дроздова) и его младшего сотрудника свт. Иннокентия (Смирнова).
Доклады 2019-2020 учебного года

Лютько Е. Становление церковной корпоративности на Востоке и Западе
Доклад диак. Евгения Лютько «Становление церковной корпоративности на Востоке и Западе» Аннотация: духовенство ряда современных христианских конфессий воспринимается в современном секулярном обществе в качестве «корпораций» — то есть, в качестве монолитных групп, которые объединяя многих, функционируют как

Каледа П. Свт. Феофан Затворник и антропология Киевской духовной школы
Доклад диак. Павла Каледы «Свт. Феофан Затворник и антропология Киевской духовной школы» Аннотация: Возникновение первой богословско-философской школы христианской антропологии в русском богословии восходит к Киевской духовной академии, ее ректору свт. Иннокению (Борисову) и профессору Петру

Бежанидзе Г. Парадигма церковно-государственных отношений у архиепископа Феофана Прокоповича: от Средневековья к Новому времени
Доклад Г. В. Бежанидзе Парадигма церковно-государственных отношений у архиепископа Феофана Прокоповича: от Средневековья к Новому времени Аннотация: Архиепископ Феофан Прокопович по праву считается главным идеологом петровской эпохи и выразителем доктрины синодальной реформы церковного управления. Парадигма

Фокин А. Идея Царства Божия в немецком догматическом богословии в конце XVIII – первой половине XIX в.
Доклад чтеца Александра Фокина «Идея Царства Божия в немецком догматическом богословии в конце XVIII — первой половине XIX в.» Аннотация: Представление о том, что Бог есть Господин и Царь глубоко укоренены в Священном Писании. В Новом Завете в лице

Винюкова Н. Иосиф Фудель: исторический контекст
Доклад Надежды Винюковой посвящен жизни московского священника и публициста Иосифа Ивановича Фуделя (1864-1918). Автор впервые реконструирует его биографию в целости, прослеживая мировоззренческую эволюцию и раскрывая различные направления его деятельности. Отец

чтец Артема Малышев. Русская кенотическая христология XIX – начала XX вв.
В докладе рассматриваются некоторые кенотические христологические теории русских богословов XIX – начала XX вв.М. Брайдерт, крупнейший исследователь немецко-протестантской так называемой «новой» кенотической христологии, заметил, что «новая» кенотическая христология приобрела самостоятельные

Козачук Н. А. Источники и развитие (нравственно)-субъективного метода М. М. Тареева
Доклад посвящен проблемам, источникам и развитию субъективного метода М. М. Тареева. Посыл разработки этого метода состоит в попытке дать в процессе обучения ведение сердца, некоторый первичный опыт сердечного ведения Бога

Григорьев А. Б. «Языческие боги» Архим. Иоанникия (Голятовского), богословская проблематика и русское общество XVII века
Небольшая работа архим. Иоанникия Голятовского «Боги поганские», вышедшая в свет в 1686 году традиционно расматривается, как завершающая часть цикла трудов Голятовского по состязательному богословию. В их число входили антииудеская книга

Титова А. О. Выбор веры: переписка Уильяма Палмера и Алексея Хомякова
В докладе анализируется переписка Уильяма Палмера и Алексея Хомякова как материал, в котором отражены почти пятнадцатилетние поиски и предприятия Палмера на ниве экклезиологии; показывается как он оставляет свою первоначальную цель

Никифорова А. Ю. «Молебное пение о погибших в землетрясении»: как молились в Византии во время стихийных бедствий?
В докладе представлено единственное выявленное на сегодня в древнеиерусалимском богослужении последование, сохранившееся в неопубликованном тропологии с Синая (IX век, Sin. Gr.ΝΕ/ΜΓ 56). Автор доклада прослеживает связь между чинопоследованием и конкретным
Филаретовская конференция 2019
Доклады скоро будут опубликованы на нашем канале

Сухова Н. Ю. Дискуссии о критериях святости на Священном Соборе 1917—1918 гг.
Во докладе сначала обсуждаются несколько вопросов, связанных с прославлением святых и вызывавших пристальное внимание и дискуссии в XIX — начале XX в. Далее были рассмотрены вопросы, связанные с прославлением святых на Священном Соборе Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. Были выделены

прот. Павел Хондзинский, д.б., к.т. (ПСТГУ). «Св. Иоанн Кронштадтский и новое богословие»
Св. Иоанн Кронштадтский был современником возникшего в конце XIX — начала ХХ века в русском богословии течения, получившего название «нового богословия». В докладе выясняются причины отсутствия интереса к его богословскому наследию и показывается, что богословская традиция, к которой

свящ. Алексей Черный, к.б. (ПСТГУ). «Два святителя-пастыря: Филарет Московский и Иннокентий Пензенский»
В докладе проводится сопоставление пастырских трудов и взглядов святителей Филарета Московского и Иннокентия Пензенского в трех ключевых аспектах: в области подготовки пастырей, епархиального управления и духовного руководства. Забота святителей о приходском духовенстве и взаимодействие со ставленниками, как показал докладчик,

свящ. Даниил Салищев (МДА). «Библейские аллюзии в проповедях святителя Филарета Московского»
Доклад посвящен одной из стилистических особенностей проповедей святителя Филарета, а именно систематическому использованию в них прямых цитат из Священного Писания и аллюзий на него. Представленный доклад имел своей целью более детальное изучение такого способа цитирования святителем

Иером. Гавриил (Мельников) (Задонский Богородицкий монастырь). «Святитель Тихон Задонский: Евангельская история, богословская система и образ святости»
Доклад посвящён особенностям четырехкратного изложения святителем Тихоном евангельской истории на разных этапах творческого пути святителя.

Белохвостиков Е. П. Презентация издания: Тебе Единому жить: святитель Иннокентий Пензенский и его эпоха. В 2 кн. Пенза: Издательство Пензенской епархии, 2019
Святитель Иннокентий Пензенский (Смирнов; 1784–1819) — выдающийся церковный историк, богослов, экзегет, проповедник, педагог, ближайший духовный друг юности святителя Филарета Московского — отошел ко Господу совсем молодым, в 35 лет, однако остался в веках как один
Архивные записи до 2019 года
Архив продолжает обрабатываться и публиковаться.

Прот. Павел Хондзинский.«Как возможна теология в качестве науки (?): место теологии в системе высшего образования»
Доклад прот. Павла Хондзинского на научном семинаре РПУ/ПСТГУ «Как возможна теология в качестве науки (?): место теологии в системе высшего образования». Теология сегодня: церковность и/или гуманитарность? 22 марта 2019 г.

Титова А. О. Теология Адама Мёлера
Доклад старшего научного сотрудника Центра А. О. Титовой «Контекст и основные темы теологии Адама Иоганна Мёлера (1796–1838)». Доклад прочитан на заседании Центра 22 декабря 2017 года

Бежанидзе Г.В. «Восприятие на Руси византийской богословской концепции „симфонии“ царства и священства».
Предлагаем вам архивную запись Центра Истории Богословия и Богословского образования Доклад старшего научного сотрудника Центра Георгия Вениаминовича Бежанидзе «Восприятие на Руси византийской богословской концепции „симфонии“ царства и священства». Доклад прочитан на заседании Центра 5

А. Ю. Никифорова. Гимнография смерти: лоно Авраама или «мрачный реализм»?
Автор пытается дать ответ на этот вопрос, анализируя корпус заупокойных текстов из лекционариев и гимналов древнего иерусалимского чина, преимущественно из коллекции библиотеки св. Екатерины на Синае. Доклад был прочитан 19 апреля 2019 года.