Греческая литература V в.

К V в. формируется традиция христианской историографии, которой положили начало Юлий Африкан в III в. и Евсевий Кесарийский в IV в. В V в. ее продолжают такие авторы, как Филосторгий, Сократ, Созомен, Феодорит Кирский. Исторические события затрагиваются в сочинениях Синезия Киренского и Палладия Еленопольского. Синезий был не столько историком, сколько философом и поэтом. Палладий положил начало жанру патерика, популярному в Средние века.
Сократ, Созомен и Феодорит пишут примерно в одно время: в 40-е — 50-е гг. V в. Все они начинают повествование с последних событий, описанных Евсевием, и доводят до своей эпохи, но охватывают ее в разной степени. Создание «Церковной истории» Сократа, возможно, связано с составлением «Кодекса Феодосия». Сократ во многом отражает идеологию Феодосия II с его установкой на примирение в обществе. Созомен, писавший примерно через 10 лет, почему-то почти не отразил время правления Феодосия II. Возможно, он перерабатывал свой труд уже после прихода к власти Пульхерии и Маркиана. Феодорит Кирский в своей «Церковной истории» преимущественно сосредотачивается на истории арианства.
Эпоха Феодосия II в. целом была благоприятна для культурного диалога между христианами и язычниками. Она отмечена рядом важных инициатив: кодификацией права, открытием первого христианского университета, строительством стен вокруг Константинополя. Начинания императора поддерживала его супруга, императрица Евдокия, проявившая себя и как поэтесса. В своем творчестве она чутко улавливает основные тенденции эпохи. Ее перу принадлежит единственное сохранившееся от этого периода житие, написанное гекзаметром, Гомеровский центон. Работала она и в жанре библейского парафраза.
Значительные должности при дворе занимал Кир из Панополя — крупный поэт, чье творчество, к сожалению, почти не дошло до нас. И Кир, и Евдокия, по-видимому, были знакомы с поэзией Нонна Панополитанского. О жизни этого поэта почти ничего неизвестно, однако предполагают, что он мог быть христианином и даже епископом, хотя создал мифологический эпос «Деяния Диониса» — самый крупный в античности. Нонн также реформировал гекзаметр, приспосабливая его к изменившемуся произношению.
Интересный поэтический памятник той же эпохи — «Метафраза псалмов», гекзаметрическое переложение Псалтири.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *