Латинская проза IV-VI вв.

С IV в., со времени посещения Иерусалима св. Еленой, начинается строительство храмов на Святой Земле, становится популярным паломничество и в связи с этим распространяется жанр итинерария. Один из самых известных итинерариев принадлежит аквитанской паломнице Эгерии. Он содержит ценнейшие сведения о богослужении в Иерусалиме в конце IV в.
В это же время возрастает интерес к монашеству. На Западе святым, столь же знаменитым, как на Востоке — прп. Антоний Великий, был свт. Мартин Турский, сочетавший епископское служение с монашеским подвигом. Первое его житие составил Сульпиций Север — друг свт. Павлина Ноланского, подобно ему, переживший духовный переворот и обратившийся к служению Богу, правда, в менее ригористичной форме. Свт. Мартину Турскому по духу были близки подвижники Леринского монастыря, расположенного на островке неподалеку от Канн. Это было монашество с просветительской и социальной направленностью, из Леринского монастыря вышли многие епископы. Один из них, Евхерий Лионский, написал «Похвалу пустыне» с восхвалением монашеской жизни как райской, свободной от мирских нестроений.
В V в. уровень образования еще достаточно высок, и многие интеллектуалы, как христиане, так и симпатизировавший язычеству, прилагают усилия для его поддержания. Важную роль в становлении средневекового образования сыграло сочинение Марциана Капеллы «Бракосочетание Филологии и Меркурия», своего рода протрептик к занятиям науками, использовавшийся впоследствии в качестве учебника. Популярностью пользовались и сочинения Макробия — «Сатурналии», продолжающие традиции «философского пира» и комментарии на цицероновский «Сон Сципиона» (6-ю книгу «Государства), в котором излагается учение о посмертной участи души.
Отголоски влияния Марциана Капеллы слышатся в известном сочинении Боэция «Утешение философией», написанном в тюрьме, незадолго до казни. Боэций пал жертвой конфликта между королем Теодорихом и «римской» партией сената. Однако Теодориха нельзя однозначно назвать гонителем интеллектуалов: у некоторых отношения с ним складывались мирно. Панегирик Теодориху как идеальному правителю написал епископ Павии Эннодий. При дворе Теодориха начал свой путь Кассиодор — историк, ритор и покровитель образования, основавший ученый монастырь под названием «Вивариум».
В круг близких к Кассиодору людей входил готский историк Иордан. В это время представители варварской знати начинают проявлять интерес к образованию, к истории. Знаменем формирования нового, средневекового общества становится появление у варварских завоевателей своей собственной историографии. Первым франкским историком считается Григорий Турский.
Наиболее влиятельными деятелями рубежа VI — VII вв. были папа Григорий Великий («Двоеслов») и Исидор Севильский. Оба они сыграли важную роль в просвещении и воспитании своей паствы. Ими на Западе завершается эпоха поздней античности и одновременно открывается эпоха Средневековья.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *