Христианская латинская поэзия IV в.

До конца IV в. богослужение в западной части империи совершалось по-гречески. Однако греческий уже перестал быть тем языком международного общения, каким он был до кризиса III в. и большинству западных христиан стал непонятен. Только при папе Дамасе литургию начинают служить на латинском языке. Отчасти литургическими потребностями объясняется всплеск христианской поэзии, наблюдаемый в это время. Гимны, прославляющие Бога, пишет свт. Иларий Пиктавийский. Однако его произведения большой популярности не приобрели. Зато настоящую эпоху в истории латинской гимнографии составили гимны свт. Амвросия Медиоланского, в которых сочеталась простота формы и глубина содержания. Введенные в обиход по конкретному случаю, когда паства свт. Амвросия сопротивлялась передаче арианам главной базилики Медиолана, они приобрели такую популярность, что противники Амвросия даже говорили, что он околдовал народ пением. Эти гимны вызвали множество подражаний.
Стихи писал и сам папа Дамас. Ему принадлежит более 30 эпиграмм, посвященных почитаемым в Риме святым. Богатое поэтическое наследие оставил свт. Павлин Ноланский. Раздав свои имения, он поселился в Ноле при церкви мч. Феликса. Этому мученику посвящена значительная часть его стихотворений, в которых излагается житие мученика и описываются празднования в дни его памяти. Стихи Дамаса и Павлина Ноланского дают богатый материал по истории христианского культа IV в.
К концу IV — началу V в. относится творческая деятельность одного из величайших латинских поэтов, Пруденция. В возрасте 56 лет он составил сборник своих произведений христианского содержания, включающих как лирические циклы, дак и дидактические эпические поэмы. Метрическое разнообразие поэзии Пруденция таково, что его сравнивали с Горацием.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *