Греческая литература IV в.

IV в. обычно называется «золотым веком святоотеческой письменности». Об этом мы не забываем, но наш курс посвящен той литературе, которая чаще остается вне поля зрения исследователей. Это творчество последних софистов, а также христианская поэзия.
Традиции неоплатонической философии продолжает Ямвлих, славившийся не только своими философскими сочинениями, но и теургическими практиками. Среди софистов языческой традиции наиболее известны имена Либания, Гимерия, Евнапия.
Либаний считается учителем свт. Иоанна Златоуста, хотя не все исследователи считают эти сведения достоверными: слишком отличаются по стилю эти два автора. Зато в стиле свт. Григория Богослова вполне можно усмотреть влияние софиста Гимерия, преподававшего в Афинах как раз тогда, когда там учились Василий Великий и Григорий Богослов. Евнапий, автор конца IV — начала V в., оставил сочинение «Жизни софистов», в котором, подобно Филострату, запечатлел яркие и запоминающиеся портреты представителей языческой оппозиции.

Неугасающий интерес возбуждает фигура императора Юлиана, который был также и писателем, — до нас дошло несколько его сочинений. Юлиан предстает в контрастном свете: язычники (Либаний), изображают его героем, христиане (свт. Григорий Богослов) — чудовищем. Наиболее взвешенная оценка содержится у писавшего по-латыни историка Аммиана Марцеллина.
Христианская гекзаметрическая поэзия — особое и тоже знаменательное явление. Известно, что классическими размерами писали два Аполлинария, отец и сын, однако их сочинения не сохранились, поскольку младший Аполлинарий был осужден за ересь. Недостаточно изучено и объемное поэтическое наследие свт. Григория Богослово. Особый интерес представляют найденные в середине XX в. близ египетского города Дишна христианские поэмы, написанные на папирусах. Эти папирусы попали впоследствии в швейцарское Бодмеровское собрание. Поэмы написаны в IV в. и, по-видимому, принадлежали библиотеке общежительного монастыря. В них причудливо сочетается суровый христианский ригоризм, мистицизм и привычная классическая форма.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *